Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Этапы усвоения детьми некоторых звуков.

Дата: 17 января 2017 в 13:37

ГУО «ДОШКОЛЬНЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Г.ФАНИПОЛЯ»

Информационная поддержка родителей

Этапы усвоения детьми

некоторых звуков

Звук С

         Твердый звук  С появляется у детей в возрасте  2 – 2,5 года. При этом, достаточно часто  могут наблюдаться замены С на СЬ, т.е. смягчение звука, межзубное или призубное произношение. К четырем годам дети усваивают произношение твердого звука С, однако нередко возможны еще замены, искажения (межзубное, боковое, призубное, губно-зубное, носовое произношение)  и пропуски. К пяти годам, как правило, закрепляется правильное произношение звука  С.  Иногда может наблюдаться смешение звуков С-З, С-Ц, С-Ш и др. В старшем дошкольном возрасте следует  продолжать работу над четким и ясным произношением звука.

Звук З

         Появляется звук З на втором году жизни. При этом ребенок достаточно часто заменяет его мягким вариантом: Зёя (Зоя), зяйка (зайка).  К концу третьего года жизни у ребенка появляется твердый звук З, однако может быть смешение артикуляционно близких звуков: «жук» - «зюк», «зубы» - «субы». К концу четвертого года  большинство детей усваивают и правильно произносят звук, однако как и в случае со звуком С здесь могут наблюдаться замены, искажения (межзубное, боковое, призубное, губно-зубное, носовое произношение)  и пропуски.

Звук Ц

         Усвоение звука Ц проходит через промежуточные звуки: ть-сь-тс-тц (типлёнок – сиплёнок – сыплёнок – тцыплёнок – цыплёнок). Данная система заменителей не является обязательной для всех детей. На третьем году жизни у ребенка может еще отсутствовать твердый звук Ц и заменяться звуком  ТЬ или  СЬ . К концу третьего года этот звук появляется у некоторых детей, а к четырем годам дифференцируется и произносится правильно большинством малышей.

Звук Ш

         Шипящий звук Ш появляется обычно на третьем году жизни. Но он еще очень неустойчив. Многие дети смешивают его со свистящим С («суба» вместо «шуба», «сапка» вместо «шапка»). У некоторых детей в 4-5 лет может наблюдаться неправильное формирование звука: боковое, нижнее, носовое, призубное, губно-зубное произношение. Не всегда четко дифференцируется звук  в речи, при этом он  может заменяться не только свистящими, но и звуками  Х  и  Ф. К 5-6 годам произносительная сторона достигает довольно высокого уровня.

 Звук Ж

Появляется в 2 года 3 месяца. Некоторые дети произносят его сразу верно, но большинство заменяют свистящим: «зук» вместо «жук». В 3-4 года большинство детей усваивают правильное произношение звука Ж.  К 4-6 годам звук обычно чистый, но иногда дети испытывают затруднение при произнесении слов, насыщенных свистящими и шипящими звуками, происходит смешение звуков, замены.

 Звук Ч

Появляется в 2 года 3 месяца. Но некоторые малыши заменяют его соответствующим твердым свистящим или мягким звуком ТЬ:  «цасы», «тясы» вместо «часы». В 4 года большинство детей усваивают и правильно произносят звук Ч. Возникают трудности при произнесении слов, насыщенных одновременно шипящими и свистящими звуками. В 5-6 лет звук Ч произносится четко. Но может наблюдаться смешение Ч-Ц, Щ-Ч. Необходима кропотливая работа по развитию фонематического слуха ребенка, формированию навыка слуховых дифференцировок.

Звук Щ

У некоторых детей появляется в 2 года 3 месяца. Но большинство детей  еще не произносит шипящий, заменяя его твердым свистящим: «сенок» вместо «щенок», «савель» вместо «щавель».  В 4-5 лет может наблюдаться обратная замена, когда вновь появившийся звук Щ произносится и в тех словах, где его употребление неуместно. К 5-7 годам заканчивается усвоение шипящего Щ. Но может быть и смешение: Щ —Ч, Щ —СЬ.

Звук Л

Мягкий звук ЛЬ появляется на втором году жизни. В 3 года дети заменяют мягким ЛЬ недостающие звуки Л, РЬ, Р. Иногда заменяют  ЛЬ  звуком  Й: «бойно»  вместо «больно».  К четырем годам появляется звук Л, но иногда дети заменяют его на Й,  ЛЬ, Г  или английский звук W, может наблюдаться межзубное, носовое («санго» вместо  «сало») и боковое произношение. В 5-6 лет улучшается произношение, но могут быть трудности в употреблении слов, насыщенных одновременно звуками Л и Р (лаборатория, регулировщик). 

 Звук Р

Твердый звук Р появляется у некоторых детей уже  в 2 — 2,5 года. Процесс усвоения звука  происходит через следующую систему заменителей: Й - ЛЬ - Л - РЬ - Р  («рыба» — «йыба» —«либа» — «лыба»). Данная система заменителей не является обязательной для всех детей. У большинства детей в 4 года может наблюдаться замена сонорного звука Р на Й или ЛЬ. К концу пятого года большинство детей усваивают и правильно произносят звук, однако у ряда детей наблюдается горловое, боковое, носовое, одноударное, купеческое произношение звука Р.

Звуки Г, К, Х

По данным ряда исследователей детской речи звуки Г, К, Х появляются у ребенка уже в период младенчества, когда ваш ребенок активно гулит и лепечет. Однако, в последствии, эти звуки тоже могут иметь некоторые особенности произношения. При слабости отдельных мышц языка и нарушениях фонематического слуха могут наблюдаться боковое (хлюпающее) произношение или характерные замены («мута» вместо «муха», «тубнита» вместо «клубника», «дуси» вместо «гуси»). Работа над исправлением произношения данных звуков требует достаточно серьезных усилий со стороны ребенка и взрослого.

Изучив примерные сроки усвоения детьми звуков речи, рассмотрев этапы формирования трудных звуков, вы можете теперь попытаться обследовать речь своего ребенка.  Если у вас возникли какие-то сомнения в том, правильно ли у него все получается,  следует обратиться за консультацией к специалисту – учителю-дефектологу, логопеду.

                  

Материал подготовила

учитель-дефектолог Миткевич И.А.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.