Международный день человека с синдромом Дауна
21 марта в мире ежегодно отмечается Международный день человека с синдромом Дауна. Впервые он был проведен в 2006 году.
Синдром Дауна известен с 1866 года, когда английский врач Лангдон Даун обратил внимание на девочку с характерными чертами лица и отставанием в развитии. Но только в ХХ веке генетики определили причину возникновения этой патологии.
Синдром Дауна — заболевание, возникающее в результате генетической аномалии, при которой в организме человека появляется дополнительная хромосома (вместо двух хромосом 21 присутствует три); в результате общее количество хромосом становится равным 47, тогда как в норме оно должно равняться 46.
Синдром Дауна является наиболее часто выявляемой генной патологией. Он распространен во всех регионах мира и не зависит от качества жизни и состояния здоровья родителей. Причины возникновения синдрома Дауна до конца не изучены. Одним из выявленных факторов, который увеличивает риск развития аномалии, является возраст матери. Риск развития синдрома Дауна при беременности увеличивается у женщин старше 35 лет, однако за счет более высоких коэффициентов рождаемости у молодых женщин, 80% детей с синдромом Дауна рождаются у женщин моложе 35 лет.
Благодаря развитию диагностики, наличие синдрома Дауна у ребенка может быть выявлено еще во время беременности. Для этого в течение первого триместра (первые три месяца беременности) проводятся специальные скрининг-тесты. Однако при подобной диагностике остается шанс получить как ложноположительный, так и ложноотрицательный результаты. Более точными являются исследования околоплодных вод и эмбриологических структур.
Каждый год примерно от 3000 до 5000 детей рождаются с синдромом Дауна. Это хромосомное расстройство встречается у одного младенца из 1000-1100 новорожденных. Для людей с синдромом Дауна характерны некоторые внешние отличительные черты: плоская форма лица и переносицы, короткая шея, маленькие уши, раскосые глаза (на радужной оболочке могут присутствовать небольшие белые пятна); короткие руки, ноги и пальцы, на ладонях расположена только одна складка.
Дети с синдром Дауна развиваются медленнее, чем обычные, позднее начинают ходить и говорить, но они обучаемы, многие могут освоить профессию, достичь оптимального качества жизни и заботиться о себе самостоятельно. Человек с синдромом Дауна может получить высшее образование, устроиться на работу и завести семью.
Продолжительность жизни людей с синдромом Дауна в последние годы резко возросла и составляет около 60 лет (в 1983 году — 25 лет).При этом жизненно важное значение для роста и развития детей с синдромом Дауна имеет адекватный доступ к медицинскому обслуживанию, программам раннего вмешательства и инклюзивного образования, а также проведение соответствующих медицинских исследований.
В центре событий
Знаете ли Вы, что 3 декабря отмечается Международный день инвалидов? Этот день был впервые провозглашен в 1992 году 47 сессией Генеральной ассамблеи ООН в рамках Всемирной программы действий в отношении инвалидов. В нашей стране в том же году он был объявлен Днем инвалидов Беларуси.
Придерживаясь принципа равноправия, ООН провозглашает, что люди с ограниченными возможностями здоровья наравне со всеми могут участвовать социальной, экономической, политической и других сферах жизни общества.
В нашей стране проживает около полумиллиона человек с ограниченными возможностями здоровья. Они составляют 6,6% среди взрослого населения и 1,5% среди детей. Причинами детской инвалидности чаще всего становятся врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения (29,1% случаев), на втором месте – болезни нервной системы (19% случаев), на третьем месте - психические расстройства и расстройства поведения (11,1% случаев).
В мире же насчитывается около миллиарда инвалидов. Причем большая часть из них, проживает в цивилизованных странах.
Эту дату сложно назвать праздничной, но важность ее умалять нельзя. Все мероприятия в Международный день инвалидов проводятся с целью интеграции людей с ограниченными возможностями в жизнь общества, а также с целью привлечь внимание государственных, коммерческих организаций и частных лиц к существующим, на сегодняшний день, проблемам инвалидов (создание безбарьерной среды, организация рабочих мест для людей с инвалидностью, совершенствование системы специального образования для детей дошкольного и школьного возраста, обучение студентов–инвалидов и получение ими профессии и т.д.).
Всемирный день инвалидов призван разрушать стереотипы общества по отношению к людям с особенностями развития, привлекая к их проблемам внимание общественности, позволяя наладить их условия проживания, обучения, развития и социализации.
«ДОШКОЛЬНЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Г.ФАНИПОЛЯ»
Информационная поддержка родителей
Рекомендации родителям
по организации образовательного процесса в домашних условиях
Психологическая готовность к обучению предполагает многокомпонентное образование. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители - первые и самые важные его педагоги-наставники.
Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Задача взрослых - помочь ребенку развить и реализовать свои возможности. Уважаемые родители, не жалейте затраченного времени на занятия с ребенком. Ваши усилия многократно окупятся – учение, организованное в занимательной форме вместе с любимым папой или мамой станет для него не тяжелой обязанностью, а радостью открытий и познания.
Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами.
- Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятия. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий!
- Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
- Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
- Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
- В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
- Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому, при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
- Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
- Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
- А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.
Успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!
Материал консультации подготовила
учитель-дефектолог Миткевич И.А.